AAAAA A A А x

Вступили в силу новые ФГОС. Что изменилось в школах?

В силу вступили обновленные образовательные стандарты (ФГОС) сразу для двух школьных "ступеней" - начальной и основной школы (с 1-го по 4-й )

Новый учебный год богат на новинки: от еженедельного поднятия флага до новых инженерных классов.

Напомним: для школ, родителей и самих учеников это наиважнейшие документы, которые определят содержание школьного образования России на годы.

Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действовали до сих пор? Почему нужно было их менять?

- Стандарты, которые вступили в силу с нового учебного года, - это усовершенствованные прошлые ФГОС, которые были приняты еще в 2009-2012 гг. и вводились поэтапно, - рассказал "РГ" и. о. вице-президента Российской академии образования, декан факультета педагогического образования МГУ им. Ломоносова Виктор Басюк. - Прошло 10 лет, и стандартам нужен "апгрейд". Предыдущие были достаточно "рамочные".

В новой же версии - все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Акцент на то, как ребенок может применять знания на практике.

По каждому учебному предмету - четкие требования к образовательным результатам.

Например, если раньше по математике нужно было просто "владеть основами математических знаний", то в новом документе даны более конкретные формулировки: например, нужно знать теорему Пифагора и применять ее при решении математических задач.

Обязательным требованием в новых стандартах основной школы стала возможность изучать пять предметов в углубленной форме. Это математика, информатика, биология, физика, химия.

- Сегодня в стране акцент на подготовку инженерных кадров, развитие исследований, естественно-научной деятельности. Поэтому определены эти пять стратегически важных предметов, - поясняет Виктор Басюк. - В стандартах это видно по предметным результатам - они уже прописаны в двух вариантах: что должен знать ученик, изучающий предмет на базовом уровне, и что - на углубленном.

Может ли появиться ЕГЭ по этим предметам в профильном формате? По мнению Басюка, вряд ли.

- У нас есть Единый госэкзамен по базовой и профильной математике. Но математика - обязательный предмет, который необходим для получения аттестата. Поэтому базовый уровень здесь нужен. Остальные предметы - по выбору для поступления в вузы, - пояснил эксперт.

По словам Басюка, можно начинать реализацию нового стандарта и в других параллелях, то есть во 2-4-м классе, если школа к этому готова.

Что важно помнить учителям?

- Для учителя сейчас очень важно при составлении рабочей программы по предмету изучить требования к результатам, которые определены стандартом по всем предметным областям, они в новых стандартах очень конкретные и понятные. Обратить внимание и на личностные результаты, в том числе связанные с программой воспитания - она тоже обновлена, - отмечает эксперт.

Еще один важный момент, который определяют новые стандарты, - изучение второго иностранного языка по желанию. До сих пор второй иняз был обязательным пунктом учебной программы и занимал, как правило, 2 урока в неделю. Теперь в образовательных стандартах для основной школы написано: "Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей... и при наличии в организации необходимых условий". Так что собираем заявления и несем к директору.


Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации